18 октября 2011 (4365 дней 1 час назад)
В Вашингтоне рабочая группа под руководством двух сенаторов США распространила доклад по Грузии и отношениях этой страны с США и Европой под названием «Грузия на Западе: Политическая "дорожная карта" евроатлантического будущего Грузии».
В документе содержится ряд рекомендаций для американских, европейских и грузинских политиков, в том числе ряд довольно провокационных предложений, относящихся к сфере безопасности:
«Выступить с предложением о присутствии международных сил безопасности на оккупированных территориях: в рамках дальнейшего дипломатического наступления Соединенным Штатам следует в сотрудничестве со своими союзниками выработать четкое видение в отношении ситуации в сфере безопасности в контексте полного выполнения соглашения о прекращении огня, а именно: Абхазия и Южная Осетия, из которых выведены дополнительные российские войска и пограничники, а безопасность обеспечивается присутствием нейтральных международных сил, работающих в тесном контакте с местными властями…
– Укреплять устремления Грузии в отношении членства в НАТО. Американские должностные лица должны использовать саммит НАТО в Чикаго для практического подтверждения приверженности НАТО делу вступления Грузии в альянс, в том числе путем принятия пакета документов об активизации сотрудничества, в котором бы подтверждалось намерение видеть Грузию в своих рядах и было бы четко обозначено, что Комиссия НАТО-Грузия и национальная годовая программа Грузии по сотрудничеству с НАТО являются механизмами, посредством которых Грузия в свое время станет одним из полноправных членов Североатлантического альянса…
– Усилить присутствие США в Грузии. Стратегия Грузии в сфере безопасности зиждется на тактике сдерживания. Любое американское присутствие в Грузии будет способствовать укреплению этой тактики и, что не менее важно, психологически поможет укрепить ощущение безопасности среди населения страны. В отсутствие официальных гарантий в области безопасности Соединенным Штатам следует дополнить свое незначительное военное присутствие, связанное с: 1) программой подготовки грузинских войск для осуществления операций в составе сил коалиции; 2) поддержкой тренировочного центра программы НАТО «Партнерство во имя мира»; и 3) объектами и логистикой в контексте переброски войск и техники из Афганистана на настоящем этапе и, в меньших объемах, в будущем, а также функционирования логистического узла, являющегося воротами в Центральную Азию.
– Нормализовать отношения в военной сфере. Должностные лица США должны нормализовать отношения с Грузией в военной сфере, включая возобновление поставок оборонительных вооружений и подготовку сил специального назначения. Соглашения о поставках помогут Грузии повысить свою обороноспособность, участвовать в операциях сил коалиции и достичь целей по программе партнерства с НАТО. Эти шаги должны предприниматься таким образом, чтобы не оставалось сомнений, что это решение США прочно увязывается с обязательством правительства Грузии о неприменении силы, согласовано с союзниками по НАТО во избежание проявления удивления со стороны скептически настроенных членов альянса и для принятия аналогичных шагов государствами НАТО, связанными с Грузией традиционными узами в оборонной сфере, а также что это решение обеспечивает прозрачность всего процесса сотрудничества США с Грузией в оборонной сфере.
– Подключиться к работе Миссии наблюдателей ЕС в Грузии (EUMM). Миссия наблюдателей ЕС завоевала уважение всех участников процесса, включая Россию, и может расширить свою роль для обеспечения большей прозрачности на линии оккупации. Дабы преодолеть прецедент, созданный Миссией Европейского союза по обеспечению законности и правопорядка в Косово (EULEX), США следует рассмотреть возможность участия в работе Миссии наблюдателей ЕС в Грузии вместе с другими сторонами».
Читайте также: Медведев: США были причастны к конфликту в Грузии
Особенно удивительным представляется предложение разместить на территории Грузии американские войска в качестве механизма сдерживания. На первый взгляд, этот шаг кажется агрессивным и опрометчивым: неужто США действительно хотят выступить в Грузии в роли ловушки-растяжки на случай, если Россия решит что-то предпринять? А что если Грузия затеет что-то с Россией, и тогда американские войска окажутся в эпицентре сражения: что им в таком случае прикажете делать? С другой стороны, если счесть два этих варианта маловероятными, тогда это может оказаться здравым компромиссом: Грузия приободрится, а Россию (возможно) это отпугнет и она не станет рассматривать как угрозу расквартированные на территории Грузии американские силы (ввиду их символического присутствия). Не знаю, как может отреагировать на все это Россия (но попытаюсь выяснить).
В целом этот документ можно было бы назвать «Как США настроить против себя Россию». Будучи в Москве я встречался с Евгением Бужинским, который вплоть до минувшего года занимал пост начальника международно-договорного управления минобороны РФ. Я поинтересовался у него, что произойдет, если США начнут продавать Грузии оружие:
«Конечно же, это негативно скажется на наших отношениях. Грузия – очень специфический случай, и если я бы был американским политиком, ответственным за принятие решений, я бы пока не ставил Грузию во главу угла… Если вы хотите настроить Россию на антагонистический лад, то можете забыть о транзите [т.е. сотрудничестве России в поставках военных грузов в Афганистан]. Это будет возвратом к "холодному миру».
Евгений Бужинский был главным переговорщиком со стороны России, когда та согласилась на транзит военных грузов по своей территории и через свое воздушное пространство, так что его слова имеют определенный вес. В зависимости от того, под каким углом зрения на них посмотреть, они звучат либо как угроза, либо как проведение в жизнь старого доброго жесткого курса в духе Киссинджера. Я не знаю, отчего Россию так беспокоит вопрос грузинского оружия, но тревога налицо, и Вашингтону нужно иметь это в виду.
EurasiaNet, США. Заголовок и фото - от сетевой газеты Янтарный Край - Online Калининград.
Оригинал: Янтарный Край - газета Online Калининград
В документе содержится ряд рекомендаций для американских, европейских и грузинских политиков, в том числе ряд довольно провокационных предложений, относящихся к сфере безопасности:
«Выступить с предложением о присутствии международных сил безопасности на оккупированных территориях: в рамках дальнейшего дипломатического наступления Соединенным Штатам следует в сотрудничестве со своими союзниками выработать четкое видение в отношении ситуации в сфере безопасности в контексте полного выполнения соглашения о прекращении огня, а именно: Абхазия и Южная Осетия, из которых выведены дополнительные российские войска и пограничники, а безопасность обеспечивается присутствием нейтральных международных сил, работающих в тесном контакте с местными властями…
– Укреплять устремления Грузии в отношении членства в НАТО. Американские должностные лица должны использовать саммит НАТО в Чикаго для практического подтверждения приверженности НАТО делу вступления Грузии в альянс, в том числе путем принятия пакета документов об активизации сотрудничества, в котором бы подтверждалось намерение видеть Грузию в своих рядах и было бы четко обозначено, что Комиссия НАТО-Грузия и национальная годовая программа Грузии по сотрудничеству с НАТО являются механизмами, посредством которых Грузия в свое время станет одним из полноправных членов Североатлантического альянса…
– Усилить присутствие США в Грузии. Стратегия Грузии в сфере безопасности зиждется на тактике сдерживания. Любое американское присутствие в Грузии будет способствовать укреплению этой тактики и, что не менее важно, психологически поможет укрепить ощущение безопасности среди населения страны. В отсутствие официальных гарантий в области безопасности Соединенным Штатам следует дополнить свое незначительное военное присутствие, связанное с: 1) программой подготовки грузинских войск для осуществления операций в составе сил коалиции; 2) поддержкой тренировочного центра программы НАТО «Партнерство во имя мира»; и 3) объектами и логистикой в контексте переброски войск и техники из Афганистана на настоящем этапе и, в меньших объемах, в будущем, а также функционирования логистического узла, являющегося воротами в Центральную Азию.
– Нормализовать отношения в военной сфере. Должностные лица США должны нормализовать отношения с Грузией в военной сфере, включая возобновление поставок оборонительных вооружений и подготовку сил специального назначения. Соглашения о поставках помогут Грузии повысить свою обороноспособность, участвовать в операциях сил коалиции и достичь целей по программе партнерства с НАТО. Эти шаги должны предприниматься таким образом, чтобы не оставалось сомнений, что это решение США прочно увязывается с обязательством правительства Грузии о неприменении силы, согласовано с союзниками по НАТО во избежание проявления удивления со стороны скептически настроенных членов альянса и для принятия аналогичных шагов государствами НАТО, связанными с Грузией традиционными узами в оборонной сфере, а также что это решение обеспечивает прозрачность всего процесса сотрудничества США с Грузией в оборонной сфере.
– Подключиться к работе Миссии наблюдателей ЕС в Грузии (EUMM). Миссия наблюдателей ЕС завоевала уважение всех участников процесса, включая Россию, и может расширить свою роль для обеспечения большей прозрачности на линии оккупации. Дабы преодолеть прецедент, созданный Миссией Европейского союза по обеспечению законности и правопорядка в Косово (EULEX), США следует рассмотреть возможность участия в работе Миссии наблюдателей ЕС в Грузии вместе с другими сторонами».
Читайте также: Медведев: США были причастны к конфликту в Грузии
Особенно удивительным представляется предложение разместить на территории Грузии американские войска в качестве механизма сдерживания. На первый взгляд, этот шаг кажется агрессивным и опрометчивым: неужто США действительно хотят выступить в Грузии в роли ловушки-растяжки на случай, если Россия решит что-то предпринять? А что если Грузия затеет что-то с Россией, и тогда американские войска окажутся в эпицентре сражения: что им в таком случае прикажете делать? С другой стороны, если счесть два этих варианта маловероятными, тогда это может оказаться здравым компромиссом: Грузия приободрится, а Россию (возможно) это отпугнет и она не станет рассматривать как угрозу расквартированные на территории Грузии американские силы (ввиду их символического присутствия). Не знаю, как может отреагировать на все это Россия (но попытаюсь выяснить).
В целом этот документ можно было бы назвать «Как США настроить против себя Россию». Будучи в Москве я встречался с Евгением Бужинским, который вплоть до минувшего года занимал пост начальника международно-договорного управления минобороны РФ. Я поинтересовался у него, что произойдет, если США начнут продавать Грузии оружие:
«Конечно же, это негативно скажется на наших отношениях. Грузия – очень специфический случай, и если я бы был американским политиком, ответственным за принятие решений, я бы пока не ставил Грузию во главу угла… Если вы хотите настроить Россию на антагонистический лад, то можете забыть о транзите [т.е. сотрудничестве России в поставках военных грузов в Афганистан]. Это будет возвратом к "холодному миру».
Евгений Бужинский был главным переговорщиком со стороны России, когда та согласилась на транзит военных грузов по своей территории и через свое воздушное пространство, так что его слова имеют определенный вес. В зависимости от того, под каким углом зрения на них посмотреть, они звучат либо как угроза, либо как проведение в жизнь старого доброго жесткого курса в духе Киссинджера. Я не знаю, отчего Россию так беспокоит вопрос грузинского оружия, но тревога налицо, и Вашингтону нужно иметь это в виду.
EurasiaNet, США. Заголовок и фото - от сетевой газеты Янтарный Край - Online Калининград.
Оригинал: Янтарный Край - газета Online Калининград
Категория: Новости региона / Печать статьи