19 октября 2011 (4242 дня 10 часов назад)
Ежегодно в ряды сутулых вливается 5% учащихся.
На днях медицинская общественность обсуждала любопытный документ: "Анализ заболеваемости детей и подростков". Впечатление от прочтения ошеломляющее. Сухие цифры статистики комментирует главный педиатр Калининграда Ирина Черкес.
Демографический провал
– Ирина Владимировна, в 2000 году детское население областного центра (от рождения до 17 лет) составляло 86 тыс. человек, сейчас – 64. За 11 лет мы недосчитались 22 тысяч человек. Скоро на улицах и детского смеха не услышишь…
– Статистика грустная. Снижается число подростков – тех, кто в недалёком будущем станет папами и мамами. Вспоминаю самые "провальные" по рождаемости года – 1995-2000. В те времена в детских поликлиниках города наблюдалось всего 3000 детей первого года жизни, в 2010-м таких – уже 5000. Я не специалист по демографии, но мне кажется, что некоторое время мы будем иметь рост рождаемости, но с учётом снижения числа подростков численность населения возрастать такими темпами, как сегодня, не будет. Нужны кардинальные меры – социальные реформы, которые сподвигнут женщин к рождению второго и третьего ребёнка в семье.
– За 11 лет общая заболеваемость детей и подростков выросла практически вдвое. Каждый второй нуждается в углублённом обследовании и лечении. В основном это хронические заболевания. Значит, на каком-то этапе ребёнка просмотрели…
– Вполне реально. Качество диспансеризации было низким.Выявляемость составляла всего 11%. Пришли в школу специалисты (иногда не все), пригласили мальчишек и девчонок в кабинет – руки-ноги на месте – поставили "галочку". Сейчас всё чётко. Не осмотрен ребёнок по стандартам, не сделаны анализы в срок – деньги лечебное учреждение не получит. В этом году, с сентября по декабрь, в рамках диспансеризации проверят здоровье 14-летних школьников (в городе таких 1853). Их осмотрят 10 "узких" специалистов, в том числе всех детей – детский эндокринолог, мальчиков – дополнительно уролог-андролог, девочек – акушер-гинеколог. Наша задача: выяснить репродуктивный потенциал детей…
– И каковы результаты?
– На днях посмотрели более 90 подростков в 6-й поликлинике Калининграда. Как оказалось, 15% нуждаются в консультации и лечении. Много мальчиков с задержкой полового развития, с варикоцеле ( а это риск бесплодия). Подростков направят на дообследование, при необходимости – на операцию. Ещё один наш бич – ожирение…
Как пережить гормональную бурю?
– В школах проблему с питанием решили: оборудовали столовые, разнообразили меню…
– Там всё замечательно. Отсутствует культура еды в семьях: никто не завтракает, едят полуфабрикаты. Отсюда боли в животе – гастродуоденит.
В гимназиях и лицеях другая беда – т. н. синдром отличницы: из-за постоянного напряжения, волнений у девочек – сплошь и рядом задержка менструации, вегетососудистая дистония.
Одна из школьниц заработала перед экзаменами нарушение мозгового кровообращения. Восстановиться ей не удалось – пришлось отправиться на лечение в федеральный центр. С точки зрения физиологии, подростковый возраст предназначен исключительно для становления сексуальной (репродуктивной) функции, а не социальных достижений. И это нужно учитывать. Ребёнок – в эпицентре гормональной бури…
– Как помочь её пройти?
– Гормональный дисбаланс "успокоит" только правильный образ жизни, режим дня и питания.Конечно, наивно предполагать, что подросток встанет из-за компьютера и ляжет в 21.00 спать. Это нужно прививать с детства: прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой, правильное питание без жировой основы – каши, мясо, молоко, без кофе и крепкого чая. Настаивать не нужно, нужно разъяснять. Кстати деление на "сов", "жаворонков" и "голубей" – искусственно. Все люди от природы – "жаворонки". Мы сами себя делаем ночными птицами. К примеру, не так давно в 23.00 в пиццерии увидела родителей с 6 -месячным ребёнком! Что ему там делать в такое время?!
Цена знаний
– Чётко прослеживается тенденция: от детсада к школе здоровье катастрофически портится. Снижение остроты зрения, больной желудок, сколиоз – не высока ли цена?
– Статистика действительно неутешительная. Так, если из детсада выпускается 9% детей с хронической патологией, то в школе их количество удваивается. Взять, к примеру, проблемы со зрением. Перед поступлением в образовательное учреждение плохое зрение выявляется у 7% детей. За год до окончания школы их уже почти 20%, а перед выпуском – 37, 5% (следствие активной подготовки к экзаменам!). Та же тенденция с нарушением осанки. Ежегодно в ряды сутулых вливается 5% учащихся. К концу обучения то, что было функциональным нарушением осанки, становится "органикой": позвоночник фиксируется в неправильном положении, страдают внутренние органы…
– Понятно, что мы не можем изменить школьную программу, уменьшить объём информации. Как свести негативные последствия к минимуму?
– Воспитывать в детях престижность здорового образа жизни. Чтобы им хотелось жить в полную силу.
Издание: Аргументы и факты – Калининград
На днях медицинская общественность обсуждала любопытный документ: "Анализ заболеваемости детей и подростков". Впечатление от прочтения ошеломляющее. Сухие цифры статистики комментирует главный педиатр Калининграда Ирина Черкес.
Демографический провал
– Ирина Владимировна, в 2000 году детское население областного центра (от рождения до 17 лет) составляло 86 тыс. человек, сейчас – 64. За 11 лет мы недосчитались 22 тысяч человек. Скоро на улицах и детского смеха не услышишь…
– Статистика грустная. Снижается число подростков – тех, кто в недалёком будущем станет папами и мамами. Вспоминаю самые "провальные" по рождаемости года – 1995-2000. В те времена в детских поликлиниках города наблюдалось всего 3000 детей первого года жизни, в 2010-м таких – уже 5000. Я не специалист по демографии, но мне кажется, что некоторое время мы будем иметь рост рождаемости, но с учётом снижения числа подростков численность населения возрастать такими темпами, как сегодня, не будет. Нужны кардинальные меры – социальные реформы, которые сподвигнут женщин к рождению второго и третьего ребёнка в семье.
– За 11 лет общая заболеваемость детей и подростков выросла практически вдвое. Каждый второй нуждается в углублённом обследовании и лечении. В основном это хронические заболевания. Значит, на каком-то этапе ребёнка просмотрели…
– Вполне реально. Качество диспансеризации было низким.Выявляемость составляла всего 11%. Пришли в школу специалисты (иногда не все), пригласили мальчишек и девчонок в кабинет – руки-ноги на месте – поставили "галочку". Сейчас всё чётко. Не осмотрен ребёнок по стандартам, не сделаны анализы в срок – деньги лечебное учреждение не получит. В этом году, с сентября по декабрь, в рамках диспансеризации проверят здоровье 14-летних школьников (в городе таких 1853). Их осмотрят 10 "узких" специалистов, в том числе всех детей – детский эндокринолог, мальчиков – дополнительно уролог-андролог, девочек – акушер-гинеколог. Наша задача: выяснить репродуктивный потенциал детей…
– И каковы результаты?
– На днях посмотрели более 90 подростков в 6-й поликлинике Калининграда. Как оказалось, 15% нуждаются в консультации и лечении. Много мальчиков с задержкой полового развития, с варикоцеле ( а это риск бесплодия). Подростков направят на дообследование, при необходимости – на операцию. Ещё один наш бич – ожирение…
Как пережить гормональную бурю?
– В школах проблему с питанием решили: оборудовали столовые, разнообразили меню…
– Там всё замечательно. Отсутствует культура еды в семьях: никто не завтракает, едят полуфабрикаты. Отсюда боли в животе – гастродуоденит.
В гимназиях и лицеях другая беда – т. н. синдром отличницы: из-за постоянного напряжения, волнений у девочек – сплошь и рядом задержка менструации, вегетососудистая дистония.
Одна из школьниц заработала перед экзаменами нарушение мозгового кровообращения. Восстановиться ей не удалось – пришлось отправиться на лечение в федеральный центр. С точки зрения физиологии, подростковый возраст предназначен исключительно для становления сексуальной (репродуктивной) функции, а не социальных достижений. И это нужно учитывать. Ребёнок – в эпицентре гормональной бури…
– Как помочь её пройти?
– Гормональный дисбаланс "успокоит" только правильный образ жизни, режим дня и питания.Конечно, наивно предполагать, что подросток встанет из-за компьютера и ляжет в 21.00 спать. Это нужно прививать с детства: прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой, правильное питание без жировой основы – каши, мясо, молоко, без кофе и крепкого чая. Настаивать не нужно, нужно разъяснять. Кстати деление на "сов", "жаворонков" и "голубей" – искусственно. Все люди от природы – "жаворонки". Мы сами себя делаем ночными птицами. К примеру, не так давно в 23.00 в пиццерии увидела родителей с 6 -месячным ребёнком! Что ему там делать в такое время?!
Цена знаний
– Чётко прослеживается тенденция: от детсада к школе здоровье катастрофически портится. Снижение остроты зрения, больной желудок, сколиоз – не высока ли цена?
– Статистика действительно неутешительная. Так, если из детсада выпускается 9% детей с хронической патологией, то в школе их количество удваивается. Взять, к примеру, проблемы со зрением. Перед поступлением в образовательное учреждение плохое зрение выявляется у 7% детей. За год до окончания школы их уже почти 20%, а перед выпуском – 37, 5% (следствие активной подготовки к экзаменам!). Та же тенденция с нарушением осанки. Ежегодно в ряды сутулых вливается 5% учащихся. К концу обучения то, что было функциональным нарушением осанки, становится "органикой": позвоночник фиксируется в неправильном положении, страдают внутренние органы…
– Понятно, что мы не можем изменить школьную программу, уменьшить объём информации. Как свести негативные последствия к минимуму?
– Воспитывать в детях престижность здорового образа жизни. Чтобы им хотелось жить в полную силу.
Издание: Аргументы и факты – Калининград
Категория: Новости региона / Печать статьи