Немецкий журналист испытал шок от разрухи в Советске, не узнав в нем бывшего Тильзита

ШОК ОТ ТОГО, ЧТО БЫЛО ТИЛЬЗИТОМ. Недавно мне попался в руки один из прошлогодних номеров консервативной немецкой газеты "Пройсище альгемайне цайтунг" со статьей "Культурный шок от Кенигсберга".

Тема современного состояния городов области сегодня не сходит со страниц многих немецких газет и журналов. И, наверное, только очень ленивый западный репортер, посетив наш край, не сделал хоть пару снимков российских убожеств. Тем более что за ними и гоняться-то не надо, достаточно сойти с автобуса, и вот они - "красоты" самого западного региона России. Так случилось и на этот раз.

Правда, не в Калининграде, который, несмотря на перерытые улицы и площади, по сравнению с другими муниципальными образованиями выглядит как оазис благополучия, а в Советске - втором по величине городе области. Этот город исполняет функцию северо-восточных ворот нашей эксклавной части России в Евросоюз. 25-летний внештатный корреспондент одной из популярных саксонских газет Мартин Кюнстлер, совершавший вояж по странам Балтии, пересек российскую границу с целью написать материал о малых городах Калининградской области. Советск на его пути оказался первым из них. Заспанный молодой немец соскочил с утреннего автобуса, доставившего его из Таллина, и недоверчиво спросил: "Это и есть Тильзит?". Тильзит не Тильзит, а вот в советскую действительность ты попал. С этого и началась наша совместная фотосессия в Советске, который до 1945 года славился как самый красивый и уютный городок Восточной Пруссии. Отмечу сразу, мы не лазили по окраинам, а фотографировали исторический центр города, чтобы потом нас не упрекнули в недостаточной объективности. В 150 метрах от границ Евросоюза своей магией манит улица Дружбы, упирающаяся в главную улицу Советска. Второй вопрос немца был упреком в мой адрес: "Я же просил центр города, а зачем ты привел меня в район трущоб?" После того как я ткнул Мартина носом в карту, наш спор разрешился в мою пользу. Тогда он не без иронии спросил: "Здесь что, вчера шли боевые действия?" И указал на обшарпанное здание с заколоченным, как после Второй мировой, фасадом, отделенным от дороги замусоренным двориком. Через несколько секунд из ближайшего сарая, без половины стен и крыши, выполз полупьяный бомж. Когда-то на этом месте в Тильзите стоял памятник поэту М. фон Шенкендорфу. Совсем рядом стоит дом, на стенах которого отчетливо видны десятки следов от пуль. Чуть далее красуется заложенная в 1965 году Аллея Героев. Панораму дополняют неприглядного вида домишки вперемежку с сараями, уничтоженные кроны насаждений по периметру аллеи, дорожка, требующая ремонта. Посреди нее "красуется" десяток ржавых фонарных столбов без единого плафона. Мартин ехидно улыбнулся и заметил, что на Аллею Героев это никак не тянет, скорее - на тупик российской безысходности. Мы прошли еще метров пятьдесят.

Невдалеке от площади Ленина нам встретился дворик, примыкающий к зданию местной администрации. Заколоченные железными решетками окна разрушающегося долгостроя, мусорные баки и дикие ямы на проезжей части тоже наводили уныние. Еще в тридцати метрах находится мемориал памяти воинов, погибших при штурме Тильзита. Здесь уже было не так стыдно. Покрашенный танк на выложенном новой плиткой постаменте. Чувство национальной гордости поднялось сразу на несколько пунктов. Но тут же было опущено вопросом: "А почему не горит Вечный огонь? Даже у нас в Германии на военных захоронениях русских солдат он горит". Мы двинулись дальше. В сторону примыкающей к центральной площади города улицы Горького. Прежде эти места были одними из самых красивых в Тильзите, и иначе не могло быть, поскольку некогда современные "руины" составляли композицию главной части города, окружая легендарную площадь герцога Альбрехта. Рады предложить вам качественное производство вентилируемых фасадов.

С фасадами нашего производства вы обретёте уверенность и по другому взгляните на комфорт. Теперь здесь, пожалуй, можно снимать фильмы ужасов. После восьми вечера, а в зимнее время - после пяти, тут трудно встретить кого-либо, кроме любителей поиграть с собственной судьбой. Между тем это всего лишь в 50 метрах от площади Ленина и примерно в 220 от границ Евросоюза. Дальше нашему взору открывается улица Ломоносова. Как пишет замечательный краевед И. Рутман в своей книге "Из Советска в Тильзит", "эта улица при немецком владычестве была самой импозантной. Маскароны, пилястры, скульптурные рельефы - в общем, уникальная потрясающая архитектура, требующая опытных реставраторов". Сейчас здесь - улица архитектурной беспризорности. Экстравагантные особняки почти уничтожены, уникальная лепка больше не существует. О дорожном покрытии этих мест рассуждать не приходится, на улице Ломоносова, извините за каламбур, только носы ломать. Прадед моего немецкого коллеги Мартина раньше жил на этой улочке, теперь о ее облике, как и облике многих других уголков Советска, узнает цивилизованная Европа. По правую сторону, на перекрестке улиц Ленина и Ломоносова, разрушается здание протестантской кирхи. На наивный вопрос Мартина, есть ли в Советске бургомистр или мэр и почему он равнодушен к собственному городу, я ответил, что мэр Советска слишком занят. Он вручает премии "Человек года в Советске". Немецкий репортер стал записывать что-то в свой блокнот. Следующая наша остановка была на улице Серова. Это тоже центр. Впечатление такое, что вчера здесь закончилась Третья мировая. Теперь бывшая улица Роз (Розенштрассе) - один на всех большой "Парфенон", облюбованный бомжами, спящими прямо в мусорных баках. Повсюду грязь, использованные шприцы и сатанинского вида дворики. Улица Искры, одна из главных артерий города, также не благоухала. Бросились в глаза контрасты. По одну сторону - так называемый литовский пятачок, ансамбль из построенного в конце 90-х костела и расположенного рядом с ним литовского консульства, занимающего особняк, где в прошлом располагался венерический диспансер. А на другой стороне - очередные руины. Самое парадоксальное то, что на подъезде одного из близлежащих домов какой-то мастер "выгравировал" портрет президента Владимира Путина. ВВП как бы смотрит на разруху. Да и подъезд этого дома расположен на улице с двусмысленным названием - Больничная. Дальше были 300, 400 и 500 метров от Евросоюза. Мартин отснял в Советске более 150 кадров, некоторые из них непременно попадут в европейские газеты и журналы. И вряд ли кто-то скажет, что его фото - это сфабрикованные западными реваншистами лживые картинки.. За оставшиеся до 9 Мая дни город, бесспорно, постараются хоть как-то привести в относительный порядок. Но сделать это будет сложно. Слишком все запущено.

Советск, Калининградская область.



Постоянный адрес публикации новости: «Немецкий журналист испытал шок от разрухи в Советске, не узнав в нем бывшего Тильзита»   -
Сайт города Советска «Советск39.ru»:   -